Глёт это минерал физические свойства, описание, месторождения и фото камень глёт

Свинцовый блеск формула

Минерал галенит, с одной стороны, необходим как источник свинца, а с другой, токсичен. И как человечество тысячелетиями использовало этот металл в самых разных сферах жизни, так теперь активно ограничивает его применение. Однако свинцовый минерал галенит создан природой, и только от человека зависит рациональность и безопасность его воздействия.

Галенит — токсичный минерал

Описание галенита

Галенит является сульфидом свинца с химической формулой PbS. В составе могут содержаться примеси серебра, кадмия, селена, висмута, железа и др.

  • кристаллическая структура с кубической сингонией;
  • низкая твёрдость (минерал мягкий) – 2,5-3;
  • очень большая плотность – 7,2-7,6 г/см3. Благодаря свинцу, в большом количестве содержащемуся в галените (87%), минерал очень тяжёлый;
  • хрупкость;
  • легкоплавкость;
  • стальной, свинцово-серый цвета с голубоватым отливом (см. фото), порой с красноватой или синей побежалостью (оксидная плёнка и интерференция света в ней);
  • непрозрачность;
  • тускло-металлический блеск;
  • совершенная спайность (галенит легко раскалывается на кубические и ступенчатые кусочки);
  • растворимость в азотной и соляной кислотах.

Наименование минералу дал Плиний Старший (22 г. до н. э. – 79 г. н. э.). От латинского galena означает «свинцовая руда». По-другому камень называют серая руда, болеславит, свинцовый блеск, плюмбеин.

Происхождение, образования, месторождения

Галенит имеет магматическое происхождение. Находят его часто в срастании с другими сульфидами, а также в тесном соседстве с кварцем, флюоритом, гранатами, пироксенами и пр. Образования галенитов имеют форму кубических, кубооктаэдрических, октаэдрических (редко) кристаллов и сплошных масс.

Залежи минерала расположены в России, Мексике, Канаде, США, Австралии, Германии, Чехии, Болгарии, Италии, Англии.

История применения с древности до наших дней

Из него получали свинец ещё древние народы. Так, бусины из галенита возрастом в 8 400 лет археологи нашли при раскопках поселения эпохи неолита Чатал Гуюк в Южной Анатолии. В Британском музее хранится древнеегипетская свинцовая статуэтка женщины в длинной юбке с датой изготовления 3 900–3 100 гг. до н. э.

История галенита насчитывает тысячелетия

Ещё 3 000 лет назад римляне выплавляли из этого металла трубы, египтяне – медальоны и монеты. Галенит вкупе с малахитом использовали древние дамы даже в декоративной косметике – получали из них чёрную краску для глаз. Есть упоминание о свинце даже в Ветхом Завете.

Древний Рим во времена своего существования был самым крупным производителем свинца (80 тыс. тон в год). Он легко добывался и легко обрабатывался. После краха империи в 5 веке галенит, как и свинец, перестал так массово использоваться. В 11 веке использование минерала возобновила Германия, добавляя свинец в вина, чтобы улучшить их вкус.

Хорошего в этом было мало, так как такие манипуляции вызывали свинцовые колики, и в 1498-м Папа Римский запретил их. В Древней Руси галенитом, переплавленным в свинец, покрывали церкви. В 17 веке из металла построили водопровод в Кремле, правда, ненадолго – до первой половины 18 века. Первопечатники выливали формы букв из свинца, а также добавляли в типографские сплавы.

Огромное распространение получил свинец, а вместе с ним и галенит как основной источник металла с развитием индустриальной эпохи. Металл стали использовать в разных сферах:

  • в электротехнике: кабели, электрические предохранители, аккумуляторы и пр.;
  • в транспортной промышленности: антифрикционные сплавы, антидетонаторы в двигателях;
  • в военной отрасли: пули, взрывчатые вещества;
  • в науке: защитные средства от радиоактивного излучения;
  • в поделочных и художественных изделиях: свинцовое стекло, стразы с добавлением свинца для получения большего блеска. Раньше художники использовали его в красках, а гончары – в глазури для покрытия горшков;
  • в медицине: защитная одежда в рентген-кабинетах;
  • в металлургии.

Сам по себе камень галенит используется:

  • в керамике: galena является флюсом (веществом, способствующим стеклообразованию);
  • для получения серебра: из руды извлекают драгоценный металл;
  • для изготовления современных наноматериалов (микропроцессоров, микрочипов, в которых галенит способен ускорить передачу данных), полупроводниковых защитных плёнок;
  • в качестве материала фотоприёмников, полупроводниковой техники, детекторов инфракрасного диапазона.

Однако в силу канцерогенных и тератогенных (вызывает деформации и уродства плода ещё в утробе матери, а также замедляет развитие при попадании в детский организм) свойств свинца с двухтысячного года весь цивилизованный мир активно сокращает его использование и ищет альтернативу материалу.

Ювелирные и поделочные камни

Галенитовая руда не используется в ювелирном ремесле. Однако galena-включения изредка встречаются в бирюзе и берилле, придавая им особенный блеск.

Галенит входит в «бурундучную руду» (сфалерит, магнетит, галенит, халькопирит), из которой изготавливают красивые поделочные изделия.

Придаёт эффектности галенит ассоциациям из разных минералов, таких как кварц, сфалерит, что оценить можно по фотографиям.

Таким образом, галенит относится к невероятно ценным, полезным и одновременно вредным минералам мира.

Справочник химика 21

 9ensp;9ensp;9ensp;Свинцовый блеск Свинцовая руда содержание свинца до 86%, состоит преимущественно из сульфида свинца РЬЗ Сырье для выделения свинца и получения сернистого газа (диоксида серы) [c.242]

 9ensp;9ensp;9ensp;Германий — рассеянный элемент образование рудных скоплений для него не характерно. Он в основном сопутствует природным си-.ткагам и сульфидам, содержится в некоторых углях.

Основной минерал олова — касситерит 5п02 (оловянный камень ), свинца — галенит РЬ5 (свинцовый блеск). Свинец как конечный продукт радиоактивного распада и и ТН содержится в урановых и ториевых минералах.

[c.422]

 9ensp;9ensp;9ensp;ГАЛЕНИТ (свинцовый блеск) PbS — минерал, сульфид свинца. Г.— важнейшая свинцовая руда. при переработке которой, кроме свинца, извлекают также серебро. золото, висмут, медь, цинк и др. Из Г. получают свинец и приготовляют его препараты (глет. белила, глазури и др.). Применяют Г. и в радиотехнике. [c.64]

Общая химия в формулах, определениях, схемах (1996) — [ c.344 ]

Химический энциклопедический словарь (1983) — [ c.518 ]

Общая химия в формулах, определениях, схемах (0) — [ c.344 ]

Общая химия в формулах, определениях, схемах (1985) — [ c.344 ]

Общая химия в формулах, определениях, схемах (0) — [ c.344 ]

Минеральные кислоты и основания часть 1 (1932) — [ c.199 ]

Неорганическая химия (1950) — [ c.300 ]

Неорганическая химия (1974) — [ c.361 ]

Общая и неорганическая химия (1981) — [ c.379 ]

Качественный анализ (1964) — [ c.172 ]

Неорганическая химия (1978) — [ c.314 ]

Неорганическая химия (1950) — [ c.283 ]

Лекционные опыты и демонстрации по общей и неорганической химии (1976) — [ c.157 ]

Технология серной кислоты и серы Часть 1 (1935) — [ c.36 ]

Курс технологии минеральных веществ Издание 2 (1950) — [ c.460 ]

Справочник сернокислотчика Издание 2 1971 (1971) — [ c.57 ]

Неорганическая химия Том 1 (1971) — [ c.427 ]

Неорганические и металлорганические соединения Часть 2 (0) — [ c.385 ]

Основы общей химии Том 2 (1967) — [ c.132 ]

Основы общей химии Том 2 Издание 3 (1973) — [ c.625 ]

Гелиеносные природные газы (1935) — [ c.63 ]

Галенит ( с лат. galena — свинцовая руда, свинцовая окалина) — минерал, сульфид свинца(II). Химическая формула PbS. Синоним: свинцовый блеск. Римский натуралист и писатель Плиний первым использовал термин «galena» для описания свинцовой руды еще до нашей эры.

Физические свойства и фото галенита

Блеск металлический. Твердость 2-3. Цвет свинцово-серый. Черта свинцово-серая. Удельный вес 7,2-7,6 г/см 3. Спайность совершенная в трех направлениях по граням куба. При ударе распадается на мелкие кубики и образует ступенчатые уступы. Сплошной зернистый (таблитчатый), вкрапления; также кристаллы (кубы, октаэдры и пентагональные додекаэдры). Сингония кубическая. Отчасти ковкий.

Отличительные признаки.

Галенит узнается по постоянному металлическому блеску, по средней твердости, по свинцово-серому цвету, по хорошо выраженной спайности в трех направлениях по граням куба, но тому, что при ударе галенит распадается на мелкие кубики и образует ступенчатые уступы, и по большой плотности.

Читайте также:  Бурятит это минерал физические свойства, описание, месторождения и фото камень бурятит

От похожих на него минералов — молибденового блеска и сурьмяного блеска — отличается по твердости — не пишет на бумаге. От самородной платины отличается наличием спайности. Постоянный спутник — цинковая обманка (бурого цвета, блеск алмазный).

Химические свойства. Разлагается в крепкой кислоте. Раствор с соляной кислотой дает белый порошок хлористого свинца, растворимый в горячей воде.

Разновидность. Свинчак — плотный галенит.

Происхождение галенита

Находится свинцовый блеск обычно вместе с цинковой обманкой, образуя полиметаллические месторождения.

Выделяется свинцовый блеск вместе с цинковой обманкой из горячих минеральных растворов, идущих по трещинам из магматического очага, вмещающего магму кислого или среднего состава.

Особенно благоприятен для осаждения свинцового блеска из ювенильных растворов контакт известняков и доломитов с магмой.

Спутники. Сфалерит, кварц, пироксен, молибденит, магнетит, кальцит, доломит, сидерит, пирит, халькопирит, серебро самородное, лимонит, малахит, азурит, золото, антимонит.

Применение

Галенит – главная руда для получения свинца; кроме того, из разностей, богатых примесями серебра, извлекается серебро.

Свинец применяется в производстве аккумуляторных пластин, сплавов (баббит, типографский сплав, свинцовая бронза), в смеси с мышьяком – для изготовления дроби (штрапнель), в кабельной и химической промышленности, в кислотном производстве (свинцовые трубы и листы), в рентгенотехнике (изолятор для рентгеновских лучей); соединения свинца используются в красочном производстве (свинцовые белила, желтая, сурик, крон), для приготовления сиккативов, растворяя которые в льняном масле получают олифы, и при изготовлении хрустального стекла.

Месторождения галенита

На территории России имеется ряд месторождений полиметаллических руд: в Красноярском крае (Горевское), на Алтае (Лениногорский, Змеиногорский, Зыряновский рудники), в Забайкалье (Нерченское, Дарасун), Приморском крае (Николаевское), месторождения Салаира (Западная Сибирь), Садон (Северный Кавказ), Тетюхе, Синанча (Дальний Восток), Озерное и Сардонна (Рассвет) в Бурятии.

Месторождения этих руд имеются в Казахстане (Ачисай), Китае, Болгарии, ФРГ, Румынии, Венгрии, Албании, Словении, Черногории, Вьетнаме. Крупные запасы свинцовой и цинковой руд находятся в Канаде, США, Австралии, Мексике, Перу.

Источник: http://lingvoprofessional.ru/33861

Каменная радуга и палитра художника

Зачем люди собирают камни? Ответов может быть множество, но подавляющее большинство скажет: «Они красивые».

Поэтому мы начнём свой рассказ о камнях (а вернее об их отдельных и специфических разновидностях – минералах) с красоты.

Что больше всего поражает нас в красивых камнях? Форма, блеск, рисунок – да, но главное – это цвет. Не так давно в пещере на границе Франции и Испании был найден самый первый в истории клад.

Какой-то кроманьонец спрятал в укромном уголке несколько мелких халцедоновых галек ярких цветов. Люди уже тогда стремились к красоте. Но частички живой природы – те же травы, цветы, бабочки – не вечны. Умирая, они теряют всю свою привлекательность.

И лишь окружающие камни остаются на первый взгляд неизменными. Серые, бурые, чёрные – они не слишком притягивают взгляд, но иногда…

Иногда попадаются необыкновенные, прекрасные яркие камни цвета закатного неба или зелёной травы. И этот цвет не исчезал, оставался даже в суровую зиму ледникового периода, когда вокруг стояло страшное голодное чёрно-белое безмолвие, давая надежду на возвращение тепла и покоя.

Сердолик

Хризопраз

Уже тогда появилось изобразительное искусство. Сначала это были схематичные штриховые рисунки, а затем – настоящие картины, раскрашенные глиной из соседних оврагов. Первые краски были жёлто-бурых оттенков. И чёрная – из растолченных угольков.

Белая, зеленоватая и серо-голубая глина встречаются довольно редко. И за ними даже ходили в дальние походы. Ярко красные сурик и «железная сметана» (разновидность гематита) были уже предметами обмена и использовались в особо важных случаях – ими рисовали кровь на изображениях зверей. Это должно было принести удачу на охоте.

Все эти краски существуют и в наши дни – минеральные пигменты довольно устойчивы. Называются они сиены, умбры и сурики. К ним только добавились ярко-жёлтый «кадмий» (синтетический аналог минерала гринокита) и густо-синий ультрамарин – натуральный, но очень редкий лазурит.

***

Кроме ярких красок равнин были ещё и высокие холодные горы. Забираясь на них в поисках зверя, люди иногда находили пустоты, наполненные прозрачным льдом, который не таял в руках. Он образовывал правильные кристаллы, и за этим камнем так и закрепилось это название crystal– хрусталь.

Горный хрусталь

Были эти камни прозрачны и тверды, и со временем стали считаться ценностями. Нашлись и цветные разновидности – фиолетовый аметист и зеленовато-жёлтый цитрин, дымчатый кварц, чёрный морион, а также другие прозрачные твёрдые кристаллы, которые сейчас называют драгоценными камнями.

Аметист

Цитрин (в данном случае отожженный аметист)

Морион

Если камень непрозрачен, но имеет красивый цвет или приятный рисунок, то из него делают мелкие домашние вещи. Такие камни называют поделочными. Иногда размеры «поделок» достигают нескольких метров.

***

В мире существует более 4400 минералов. А их разновидностей – раза в два больше. Представить их всех здесь нереально. Да и известна бОльшая часть их лишь узким специалистам, так как размеры выделений этих редкостей таковы, что увидеть их можно лишь под  микроскопом.

Остановимся на наиболее известных и красивых минералах.

Всем нам со школьных лет известна волшебная фраза, в которой зашифрован порядок цветов радуги или, как сказали бы физики,  спектр белого цвета:

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Попробуем представить спектр при помощи минералов.

Красный:  рубин – киноварь – родонит.

Рубин

Киноварь

Родонит

Ваза из родонита

Оранжевый: топаз винный – крокоит– янтарь. 

Топаз винный

Огранка из топаза

Крокоит

Янтарь

Янтарная комната

Жёлтый: гелиодор – сера – аурипигмент. 

Гелиодор

Огранка гелиодора

Сера самородная

Порошок серы

Аурипигмент

Зелёный: изумруд – малахит – нефрит. 

Изумруд

Огранка изумруда

Малахит

Ваза из малахита

Нефрит

Изделие из нефрита

Голубой: аквамарин – бирюза – хризоколла. 

Аквамарин

Огранка из аквамарина

Бирюза

Изделие из бирюзы

Хризоколла

Изделие из хризоколлы

Синий: сапфир – лазурит – азурит. 

Сапфир

Изделие из сапфира

Лазурит

Азурит

Фиолетовый: аметист – чароит – пурпурит. 

Аметист

Аметисты в изделии

Чароит

Изделия из чароита

Пурпурит

Пурпурит. Полированная пластина.

***

Как же всё-таки получается, что корунд бывает и красным (рубин), и синим (сапфир), а малахит только зелёным?

Видимый нами свет — лишь узкая полоска в огромном диапазоне электромагнитных колебаний, это волны длиной от 380 (фиолетовый) до 760 (красный свет) нанометров. Идеальные кристаллические решетки минералов представляют собой правильные жёсткие конструкции.

Свет проходит сквозь них практически беспрепятственно, лишь немного ослабевая. Наиболее чистые кристаллы горного хрусталя, берилла, корунда (лейкосапфир), да даже поваренной соли  или оптического флюорита бесцветны и прозрачны.

Но стоит нарушить это совершенство – пока не важно, каким способом – и сразу минерал обретёт окраску.

Флюорит 

Флюорит, изменивший цвет под воздействием бета-излучения радиоактивного раствора

Можно внести в минерал примеси других химических элементов – они исказят решётку, сделают её не такой стройной. Затруднится путь прохождения лучей и минерал посереет, или даже станет чёрным. Всё зависит от количества примеси.

Мелкодисперсная примесь пирита при различной концентрации окрашивает слои агата в голубоватый и чёрный цвета.

Но примесь примеси рознь. Среди химических элементов есть целая группа так называемых элементов-хроматофоров. Электронные оболочки их атомов способны возбуждаться под действием света определённого участка спектра. Если такие атомы будет находиться на пути белого света (т.е.

Читайте также:  Джинбандиит это минерал физические свойства, описание, месторождения и фото камень джинбандиит

равномерного набора волн из диапазона 380…760 нм), то они поглотят колебания в пределах своей полосы видимого спектра. А оставшийся неполный набор уже будет цветным.

Если кривая поглощения приходится на красную область, то минерал будет сине-зелёным, а если на зелёную – то красно-синим (фиолетовым). Кривая поглощения зависит от вида элемента, от проявляемой им валентности, от влияния других атомов кристаллической решётки.

К элементам-хроматофорам относятся титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, редкоземельные элементы и уран.

 (Миловский, Кононов, 1982).

Минералы, в которых элементы-хромофоры играют ведущую роль, имеют обычно яркие интенсивные и постоянные цвета: оранжевый крокоит и зеленый гранат-уваровит окрашены ионами хрома в разных валентных состояниях, азурит и малахит — медью.

Часто достаточно лишь небольшой примеси хроматофора, и бесцветный кристалл становится ярким самоцветом. Например, примесь в 1,5% окислов железа сообщает бериллу окраску аквамарина или гелиодора, а 0,3 — 0,4% окиси хрома превращают этот минерал в драгоценный изумруд.

Вот и наш бесцветный корунд хром превратит в рубин, а железо с титаном — в сапфир.

В малахите же медь основной элемент, и никакие примеси (в разумных пределах) не исказят прекрасного цвета этого минерала. Но, как же так? Ведь всем известна рисунчатая окраска малахитовых поделок. Всё дело в том, что малахит прирастал слоями параллельных игольчатых кристалликов. От условий роста зависела толщина иголочек и их отражательная способность.

Часть белого света отражается от поверхности иголочек и делает окраску более светлой. Но если взять отдельные слои, тёмный и светлый, и растереть их в порошок, то цвет их будет одинаков.

Из-за этого и подобных поверхностных эффектов геологи при диагностике почти не пользуются цветом минерала, а работают с «цветом черты» растирая минерал в порошок на белой неглазированной фарфоровой пластинке.

Палитра художника

Рисунки на стенах доисторических пещер доказывают, что краска –  одно из древнейших изобретений. Начав с «карандашных набросков» обгорелой палкой,  человек быстро освоил и «живопись».  Магический смысл, приписываемый картинам, кажущаяся способность их воздействовать на будущее, помогли быстрому развитию изобразительного искусства.

Уже пещерный человек овладел технологией изготовления красок. Начав с использования крови убитых животных, он разработал довольно сложную технологию производства стойких красок. Она используется и в наши дни с минимальными доработками.

Как известно, краска состоит из двух основных компонентов – красящего пигмента и жидкого связующего вещества. Связующее вещество удерживает пигмент, приклеивает его к поверхности и затвердевает после высыхания. Природные соки растений, смолы и масла, жир и выделения животных, нефть использовались как связующие, окрашенные грунты – как пигменты. 

Первоначальная палитра была небольшой – всего несколько цветов (белый, чёрный, жёлтый разных оттенков, и светло-коричневый). Поэтому первые художники старались как-то её расширить, обрабатывая то, что имелось под руками.

Исходные «земли» они растирали в мелкие порошки и смешивали между собой, получая промежуточные окраски. Прокаливание глины на огне добавило много тёмно- и красно-коричневых тонов.

Но этим, в общем-то, первобытные художники и ограничивались.

Появление торговли и путешественников, развитие металлургии дало новые яркие краски в палитру. Минералы меди, ртути, свинца такие нарядные, что художники не преминули их использовать.

Посмотрим, из чего же  делают разные краски.

Охра— природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры — от светло-жёлтого до золотисто- и тёмно-жёлтого.

Жёлтая охра — смесь гидроокиси железа (по сути – ржавчины из зоны окисления железных месторождений) с глиной, а красная — смесь оксида железа с глиной. Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры. Охра имеется во многих местах, но большие залежи ее редки.

Лучшие сорта естественной охры находятся в Италии. Известностью у художников пользуются «римская охра», «терра-ди-сьенна» и «умбра».

Очень xopoшиe сорта охры находят во многих местах России, в Кривом Роге, во Франции около Нанта и Бордо, в Германии около Амберга и Касселя («кассельская земля»). Для живописи по фарфору употребляется гидроокись урана, представляющая порошок желтого цвета и встречающаяся в природе в виде урановой охры.

Сиена — природный темно-жёлтый или светло-коричневый пигмент, отличающийся от охры большим содержанием гидроокиси железа и почти полным отсутствием глины. Кроме того, пигмент содержит окислы марганца и магния. Кудиновская, калужская и карельская (Ленинградская область) сиены используются для получения художественной краски.

Месторождения сиены находятся также в Тоскане, на Корсике, Сардинии, а кроме этого – в Германии (в Баварии, Пфальце и Гарце).  Добытое в карьерах сырье отмучивается (очищается от примесей мела), фильтруется, сушится, размалывается и просеивается.

Прокаливая натуральную сиену при температуре 500…650°С, можно получить жженую сиену красно-коричневого цвета глубокого красивого тона.

Умбра— краска естественного происхождения, тёмно-коричневого цвета с зеленоватым оттенком. Умбра натуральная представляет собой продукт выветривания железных руд, содержащих 25…35% железа и 7…10% марганца.

Умбра жжёная получается в результате прокаливания умбры натуральной при температуре 400…600°С и становится глубокого коричневого тона. Название происходит от названия горного региона центральной Италии Умбрия.

Лучшая умбра продается под названием Кипрской, где она добывается в Харц горах.

Мел– самая первая белая краска. Со временем он немного желтеет и потому был вытеснен свинцовыми белилами, наверное, первой синтетической краской, получаемой из карбоната свинца – церуссита.

Этот минерал встречается только в самых верхних частях свинцово-серебряных месторождений. Изготовленные из него натуральные свинцовые белила (смесь карбоната и гидроксида свинца) широко использовались вплоть до середины XIXвека, когда были выработаны все его запасы.

В настоящее время художники используют менее токсичные синтетические титановые белила.

А какие минералы ещё используют в качестве пигментов?

Красные– порошковый гематит (железная сметана), глёт (окись свинца) и киноварь, которую испанцы называли кровью дракона.

Оранжевые– реальгар и крокоит. Но, к сожалению, оба минерала довольно быстро выцветают, и оранжевую краску делают, смешивая жёлтую и красную из сульфидов кадмия. Вот разве только красно-оранжевый свинцовый сурик (смесь оксидов свинца) получаемый отжигом свинцовых белил, он широко применяется для покраски корабельных корпусов для предотвращения обрастания ракушками.

Жёлтые– ярозит, вульфенит и аурипигмент. Последний полностью отвечает своему названию – «золотой цвет», но довольно редок в значительных количествах.

Зелёные– малахит (карбонат меди из коры выветривания медных месторождений), глауконит («зелёная земля» — глинистый минерал), волконскоит (хромо-содержащий глинистый минерал неповторимо глубокого зелёного цвета, известен лишь в нескольких местах – Пермский край, Кировская область, Удмуртия).

Синий– редкий цвет для мира минералов. Конечно, король синего цвета – ультрамарин, размолотый минерал лазурит. Добывали его в одном единственном месте – высоких горах Персии (там, где сейчас Афганистан), ну а шах-монополист продавал его по цене золота.

Более дешёвый азурит (тоже карбонат меди из коры выветривания медных месторождений) со временем переходит в малахит и зеленеет, вивианит («болотная железная руда») блёкнет… Короче – одно мучение с этим синим цветом.

Сейчас пользуются «искусственным ультрамарином» — синтетическим алюмосиликатом натрия с добавками полисульфидов натрия.

Фиолетовый– цвет ещё более редкий. Существующие минералы с такой окраской нестойки и быстро выцветают, можно делать фиолетовую краску из лазурита путём его специального прокаливания, но и сам лазурит был очень дорог.

Поэтому на старых картинах такой краски просто нет.

Читайте также:  Афмит это минерал физические свойства, описание, месторождения и фото камень афмит

А современная фиолетовая краска – тот же «искусственный ультрамарин», цвет его, в зависимости от количества примесей полисульфидов натрия может быть и белым, и синим, и красным, и фиолетовым, и зелёным.

Чёрный– порода шунгит, минерал магнетит в порошке, графит и графитовые сланцы, вад (смесь окислов/гидроокислов марганца). Теперь используют сажу, которую получают при сжигании природного газа при недостатке кислорода (коптящее пламя).

Андрей Горшков, октябрь 2015 года

Источник: http://www.sevstone.ru/articles/kamennaja-raduga-i-palitra-xudozhnika/

Лазурит

Миллионы лет в недрах Земли таился этот небесно-синий камень, чтобы однажды быть подаренным человечеству. Лазурит – один из чудесных самоцветов украшающих нашу жизнь.

В давние времена драгоценные камни были доступны лишь состоятельным людям. Вельможи и знать подчеркивали свой статус дорогими украшениями из янтаря, граната, изумруда, яшмы, горного хрусталя и лазурита.

Возможно, именно поэтому камням приписывают чудодейственные свойства дарить своим владельцам различные блага.

Название лазурит происходит от арабского «ал-лазвард», что в переводе означает небо. Есть еще одно название ляпис-лазурь, но его принято применять к породам, в которых помимо лазурита есть большое количество примесей, таких как кальцит, диопсид, пирит, слюды.

Характеристика и свойства

Лазурит, как и все драгоценные камни, обладает определенными свойствами, благодаря которым отличается от других минералов. Это цвет, твердость, спайность, плотность, прозрачность, блеск и свойство менять окраску.

По происхождению он относится к разряду магматических минералов и встречается лишь в высокогорных районах, в местах контакта мрамора с магматическими породами. Произвольное срастание различных кристаллов называют ансамблями или агрегатами.

  1. Цвет. В природе встречается лазурит синего, сине-зеленого и красно-фиолетового оттенков. Такую окраску дают ему соединения полисульфидных ионов. Больше всего ценятся голубые, синие и фиолетово-синие камни. Качество определяется еще и равномерностью окраски: чем равномернее, тем лучше.
  2. Твердость — 5-6. Этот параметр означает, что лазурит, согласно 10 бальной шкале, имеет среднее сопротивление к царапанью, и делает несложной его обработку. Чем выше показатель твердости, тем драгоценнее камень.
  3. Спайность (свойство раскалываться по ровным поверхностям) у лазурита отсутствует. Поэтому он хрупкий. Этот фактор нужно учитывать при инкрустации ювелирных изделий.
  4. Плотность его 2,4-2,9. Стоит отметить, что именно этот параметр является одним из основных при идентификации минералов и выявлении подделок.
  5. Прозрачность самоцвета прямо пропорционально влияет на его стоимость: чем прозрачнее, тем дороже. Лазурит непрозрачен, потому что структура его кристаллов многогранна. Свет преломляется и отражается много раз до полного рассеивания.
  6. Блеск — 1,5 стеклянный, ближе к жирному. Чем выше светопреломление, тем лучше блеск.
  7. Изменение окраски – еще одно очень важное свойство минералов. В армянских книгах XVII в. есть упоминание о том, что «настоящий лазурит только тот, который десять дней может пробыть в огне, не теряя своего цвета».

Добыча и обработка

Древнейшим местом добычи является Бадахшанское месторождение в Афганистане. Добывать его в этой местности начали более шести тысячелетий назад.

Оттуда, этот невиданной синевы камень, вывозился в Египет и Китай, а затем – по всему миру.

Даже сегодня Бадахшанский лазурит является самым чистым и высококачественным, а небольшие вкрапления золотистого пирита очень ценятся и делают минерал похожим на мерцающее звездное небо.

Современные раскопки свидетельствуют о том, что украшения из Бадахшанского лазурита носили еще фараоны. В перетертом виде его долгое время использовали для изготовления краски цвета ультрамарин, которая не выгорала и была стойкой к сырости.

Такой краской расписывали иконостасы и стены храмов. Позже ее заменили искусственным красителем. До начала 19 века Бадахшанское месторождение было единственным в мире местом, где добывали лазурит.

По непроверенным данным килограмм стоит на мировом рынке около 1000 долларов.

В конце 18 века лазурит начали добывать в России, в районе озера Байкал, хотя сведения о наличии минерала в том районе датируется еще 1670 годом. Возможно, его нашли бы там и раньше, если бы промысел рыбы и переработка леса не оставались долгие годы приоритетными промышленными отраслями. Байкальский лазурит содержит белые прослойки кальцита, а это снижает его качество и стоимость.

В начале 20 века началась разработка месторождений в Таджикистане на Юго-Западном Памире. Добыча в этих местах долго охранялась местными жителями, верящими в легенду, гласящую о священности места и гибели тех, кто посягнет на святыню.

Памирский лазурит славится высоким качеством. Есть так же месторождения в Чили, США, Канаде и Мьянме.

Материал из этих регионов содержит много примесей диопсида, содалита, кальцита и доломита, поэтому стоит он в разы меньше, нежели Афганский.

Обрабатывают его алмазной крошкой, с помощью дисковой пилы, вырезая камень нужных размеров. Охлаждают мыльной водой, маслом или керосином. Затем производят обдирку в карборундовых абразивных кругах. После этого следует фасетная огранка, охлаждение водой и полировка.

Искусственный лазурит

Первыми начали подделывать драгоценные камни еще египтяне. Исходным материалом служили стекло и глазурь. В наше время существует несколько видов имитации лазурита.

  • Ляпис лазурь невысокого качества пропитывают красителями.
  • Яшма и халцедон, окрашенные глазурью, известны на рынке под названием «швейцарский ляпис».
  • Существует также синтетический минерал, искусственно выращенный и окрашенный оксидом кобальта. Мелкие добавки в нем золота имитируют природное вкрапление пирита.
  • Под видом лазурита нечистые на руку «купцы» могут продавать похожие минералы: содалит, азурит.

Установить подлинность можно с помощью определения плотности минерала или, проведя лабораторный анализ.

Магические свойства

Говоря о лазурите, нельзя не упомянуть о его магических свойствах. Лазурит – символ удачи, помогает реализовывать планы, а так же считается символом искренности и дружбы. Подарки из него — одно из лучших проявлений чувств.

Считается, что он способствует заживлению ран, улучшает протекание беременности, лечит глазные болезни, укрепляет сон, понижает давление и высокую температуру. Йоги используют лазурит для стирания негативных воспоминаний и очищения ауры.

Он считается камнем Венеры и Урана. Согласно рекомендациям астрологов, его можно и нужно носить всем знакам зодиака.

Ювелирные изделия

Сегодня в ювелирных салонах и магазинах представлены украшения из разных видов минерала. Ювелирными сортами считается лазурит насыщенно-синего, василькового и фиолетового цвета. Весь ювелирный лазурит делится на 4 сорта: высший, I, II и III сорт.

Лазуритовые браслеты, кулоны, кольца серьги и другие изделия выглядят очень изысканно и привлекательно. Цены соответствующие. Чтобы лучше ориентироваться, наведем несколько примеров.

Стоимость бус из натурального фиолетового афганского лазурита — 34000 рублей. Перстень с необработанным камнем -14350 рублей.

Серьги с лазуритом в виде гроздьев — 3000 рублей, а серьги с натуральным минералом василькового цвета — 42000 рублей.

Цена на изделия из искусственного лазурита, по непроверенным данным колеблется в пределах 6-8 долларов за карат.

Натуральность происхождения минерала подтверждает соответствующий сертификат о диагностическом экспертном заключении и сертификат соответствия. Очень важно, при покупке изделий в интернет магазинах иметь информацию о том, из какого месторождения и какой сорт минерала использован.

Великолепные экспонаты из лазурита, вошедшие в историю, можно увидеть в Эрмитаже. Это вазы в Георгиевском и Фельдмаршальском залах и знаменитая столешница «Морское дно» из светло-синего лазурита:

Но, наиболее известными в России являются центральные колонны алтаря Исаакиевского собора:

Замечательные экспонаты находятся в парижском Лувре, в музеях Флоренции, Стамбула, Лондона и многих других городах мира. Это свидетельствует о безупречной красоте камня и его бесконечной популярности.

Источник: http://www.jeland.ru/kamni-i-mineraly/lazurit.htm

Ссылка на основную публикацию